?

Log in

Previous Entry | Next Entry

 
Среди огромного колличества разновидностей коллажа из различных материалов существует его разновидность, получившая свое название во Франции от слова decouper - вырезать. Французское имечко этот вид художественного творчества получил потому, что в 17-18 веках имел большую популярность в Европе, преимущественно в Франции, хотя история декупажа уходит по времени гораздо глубже, к 12 веку. Этот вид украшения предметов был распространен в Азии в частности, в Китае. К 17 веку, через венецианских купцов, предметы украшенные таким методом, попали в Европу.
   Мода на восточный товар в Европе привела к тому, что европейские мебельщики начали использовать декупаж для создания поддельных "инкрустаций" для подмены модной на тот момент китайской мебели. Затем декупаж пошел "в массы". Ремесленники, прочувствовав скорость и дешевизну метода, стали украшать не только мебель но и мелкие объекты, типа шкатулок и туалетных принадлежностей. Такое декорирование предметов получило название "искусство бедных" ("Arte povera").
  В 18 веке декупаж стал любимым занятием дам при дворе Луи пятнадцатого, первые дамы при дворе, такие как Мария Антуанетта и маркиза де Помпадур увлекались этой техникой. При дворе Людовика дамы творили с размахом, пользуя для вырезания не талько копии картин, но и сами картины известных художников. Работы Буше, Фрагонара и Ватто были угроблены во имя придворных развлечений "искусством".
  Прагматичные англичане не стали портить картины ради декупажа, а начали выпускать так называемые "декупажные карты" с изображениями пасторальных сценок, букетов, цветочков и ангелочков. Барышням осталось только выбрать миленькую картинку, аккуратненько вырезать и, также аккуратненько наклеить.
  В Росии декупажем начали пользоваться, еще не зная, что это "декупаж". В начале перестройки, на волне всемирной любви к Горбачеву и интереса ко всему "русскому",  на художественной "панели" возле Катькиного садика замечательно шли какбы "палехские" и "мстерские" шкатулки, расписанные при помощи ножниц, открыток , лака и капельки бронзовой краски для полоски орнамента, закрывающего край рисунка, приклеенного на крышечку шкатулки. Подозреваю, что некоторые сувенирные лавки для иностранцев, существующие и поныне, должны быть благодарны этому незамысловатому способу декорирования поверхностей за свой начальный капитал.

  История, как известно, идет по спирали. С появлением в России акриловых клеев и водорастворимых акриловых лаков, декупажная эпидемия вспыхныла с новой силой. Лаки эти относительно безвредны и почти не имеют запаха, что позволяет использовать их дома на кухне, между приготовлением супа и котлет. И барышни кинулись "творить".

  И вот тут, собственно, то, почему я так не люблю декупаж.
 Как известно, в России социальную окраску может приобрести любое явление, даже самое невинное поначалу. Казалось бы, что плохого в том, что активная часть женского населения вырезает, клеит и лачит чужие картинки. Ну, хочется девушке творить, разукрасив бумажными наклейками пластмассовый предмет, вроде диспенсера для жидкого мыла, на который в принципе ничего на клеится. Флаг в руки. Но интернет позволяет собираться таким барышня в стаи. А когда нас много, то мы - сила. И стаи декупажных барышень начали доказыват окружающей среде, что декупаж это великое искусство. Не беда, что картинка чужая, и автор картинки не желал бы видеть своих персонажей на всех ярмарках хэнд-мейда. Не беда, что изо всякого мастерства требуется только способность так акуррраааатненько вырезать и приклеить. Да, еще лаком покрыть. Не беда, что предмет для основы неподходящий, энергию и время все равно девать некуда.  Вкус не обязателен, материалы доступны. Народное искусство, ну а чо? Клеим на старый кухонный гарнитур, вентиляционную трубу в виде березки, вот вам березовый рай, стиль "прованс", интерьер в стиле " благородная бедность".... Если размер отдекупаженной плоскости превышает размер кухонной доски, а наклеенная салфетка уже 100500-ая, то барышня уже появляется на голубом экране, в рубрике типа "это вы можете" и уже с экрана учит активных домохозяек украшать "интерьер". Благо, продюссеры таких передач предпочитают декупажниц, которые расскажут публике как легко и весело заниматься искусством, мастерам, которые расскажут, что прежде, чем заниматься искусством, надо долго-долго, не переставая, учиться, и то не понятно, это еще ремесло или уже искусство...
 Эта путаница в понятиях повсеместна. Роспись подменяется декупажем. Сусальное золото в "интерьерах" после реставрации оказывается подменено бронзовой краской. Дешевое безосновательно оказывается дорогим. И так далее.
  Вот за это я "декупаж" и не люблю. Не саму технику вырезать-приклеить, а социальное явление, которое можно назвать так, и которое наиболее ярко видно среди "творцов". Подделка и вранье, подмена дорогого дешевым, сложного простым, мастерства изготовления вещей методом изготовления вещей, искусства декупажем.

По следам комментариев: 
Ничего не имею против декупажа как метода декорирования поверхности.
Возражаю против воинствующего дилетантизма, которым часто страдают поклонники данного способа быстро и дешево сваять "нетленку".

Comments

( 66 comments — Leave a comment )
july17_hm
Nov. 21st, 2012 12:31 pm (UTC)
согласна:
декупаж - это так пОшло,
никогда не буду им заниматься :)
fyu_fyu
Nov. 21st, 2012 03:56 pm (UTC)
Не так страшен черт, как его малютки)))Сам прием вырезать-наклеить ни в чем не виноват.
(Deleted comment)
fyu_fyu
Nov. 21st, 2012 03:55 pm (UTC)
Вызываю огонь на себя)))))) Это определение "век декупажа" сподвигло меня на писательство))
trafaretiki
Nov. 21st, 2012 03:09 pm (UTC)
а-ха-ха-ха-ха
как человек причастный ко всему этому "народному творчеству" совершенно шкурными интересами (таки да) -
скажу :)))) не дождетесь! :))))

Выше знамя декупажа и хендмейда!
Наши цели ясны, задачи определены.
За работу, товарищи!
За новые победы народного искуйства!
fyu_fyu
Nov. 21st, 2012 03:52 pm (UTC)
Re: а-ха-ха-ха-ха
Б_гггггг! Вашу честно сделанную ради честного шкурного интереса продукцию можно использовать не токмо во зло, но и во благо)))))
Re: а-ха-ха-ха-ха - uchitelj - Nov. 21st, 2012 05:26 pm (UTC) - Expand
mastergen
Nov. 21st, 2012 04:01 pm (UTC)
Чувствуется горечь мастера,испытывающего затруднения с распространением предметов своего мастерства.Присоединяюсь!
fyu_fyu
Nov. 21st, 2012 04:03 pm (UTC)
Я, слава богу, скорее не успеваю предметов наваять)))Но за державу обидно!
(Deleted comment)
(no subject) - fyu_fyu - Nov. 21st, 2012 04:25 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - fyu_fyu - Nov. 21st, 2012 04:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fyu_fyu - Nov. 21st, 2012 04:40 pm (UTC) - Expand
Собственно - mastergen - Nov. 21st, 2012 05:43 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: Собственно - mastergen - Nov. 21st, 2012 06:30 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: Собственно - mastergen - Nov. 21st, 2012 08:42 pm (UTC) - Expand
Re: Собственно - fyu_fyu - Nov. 21st, 2012 08:40 pm (UTC) - Expand
uchitelj
Nov. 21st, 2012 04:07 pm (UTC)
Обеими руками за!
fyu_fyu
Nov. 21st, 2012 04:11 pm (UTC)
Спасибо!
(no subject) - uchitelj - Nov. 21st, 2012 04:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fyu_fyu - Nov. 21st, 2012 04:19 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - fyu_fyu - Nov. 21st, 2012 04:27 pm (UTC) - Expand
korieversson
Nov. 21st, 2012 04:29 pm (UTC)
В точку :) Особенно про социальное явление.
fyu_fyu
Nov. 21st, 2012 04:32 pm (UTC)
Именно социальное явление меня и раздражает.
syn_snow
Nov. 21st, 2012 10:33 pm (UTC)
Нравиться или не нравиться декупаж-это дело вкуса. Но за такой негатив в сторону женщин?
Причем тут "стаи" и прочее?
fyu_fyu
Nov. 22nd, 2012 07:52 am (UTC)
Если бы этим занимались мужчины, я бы написала, что этим занимаются мужчины. Вообще-то, здесь не о гендерных вопросах написано.
(no subject) - syn_snow - Nov. 22nd, 2012 09:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - fyu_fyu - Nov. 22nd, 2012 07:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - datura_noir_74 - Nov. 22nd, 2012 09:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fyu_fyu - Nov. 23rd, 2012 06:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - datura_noir_74 - Nov. 23rd, 2012 08:28 am (UTC) - Expand
sparrow_chan
Nov. 22nd, 2012 12:22 am (UTC)
Ну могу только подписаться.
Я, в принципе, ремесло чем-то зазорным не считаю, чай, не всем микеладжелами быть) но и ремеслу надо учиться, долго иу порно, оттачивая навык.
А тут штука, которая меня бесит больше всего - воинствующий дилетантизм. этого вообще не перевариваю в людях, отвратительное качество.

К слову, я подобное декупажу и прочему обычно называю "мещанское искусство" буду знать, что не очень от начального определения промахнулась...
fyu_fyu
Nov. 22nd, 2012 07:55 am (UTC)
Ремесло не только не зазорно, оно почетно, но ему надо постоянно учиться, может, удастся стать микеланджелами)))))И, если сильно повезет, еще в этой жизни)))))
sibirialenushka
Nov. 22nd, 2012 10:02 am (UTC)
спасибо, что написали....Смеялась до слез над некоторыми определениями....Рисую, учусь и продолжаю учиться - благо так материала много и красок разных!...Совсем недавно был у меня опыт декупажа, ощущение осталось.....воровства украдкой....Получилось красиво, наверное, но ....НЕ МОЕ...
Утащила пост к себе на разные ресурсы....Интересно бы почитать отзывы барышень на ЯМ, но...вряд ли рискнете....Не стоит там именно эту статью печатать...Вот там "СТАИ".....
fyu_fyu
Nov. 22nd, 2012 07:18 pm (UTC)
))))))На Ям ни-ни. Против ветра, сами понимаете.
Но у себя в дневнике я пишу что хочу, или где?)))
На ЯМ меня сильно забавляет, что внутренние ЯМовские заказчицы всякого волшебного с обменом на бартер почти всегда оказываются или декупажницами, или вязальщицами.
elalii
Nov. 22nd, 2012 03:25 pm (UTC)
(Вытаращила глаза)
А я зимой балуюсь декупажем и точечной росписью. Потом дарю.Народ охотно берёт подарки. У нас городок маленький, а выставки проходят-батик, декупаж, хохлома, городецкая роспись, есть мастера, есть ученики, но никто и никогда не сказал, что это дрянь и пакость, клеить салфетки на бутылочки.
И я так не считаю. Что, лучше сидеть на скамеечках и семечки лузгать?
fyu_fyu
Nov. 22nd, 2012 07:09 pm (UTC)
Элечка, я не говорю, что дрянь и пакость заниматься декупажем как таковым, в качестве развлечения изготовления подарков и даже заработка. Я говорю, что не надо доказывать, что это великое современное искусство.
(no subject) - elalii - Nov. 23rd, 2012 01:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fyu_fyu - Nov. 23rd, 2012 04:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - elalii - Nov. 24th, 2012 01:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fyu_fyu - Nov. 24th, 2012 04:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - elalii - Nov. 25th, 2012 06:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - fyu_fyu - Nov. 25th, 2012 06:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - elalii - Nov. 25th, 2012 08:04 am (UTC) - Expand
layrrin
Nov. 22nd, 2012 03:32 pm (UTC)
Они воинствующие?
У вас видно совсем спокойная жизнь в идеальной спокойной и полностью нейтральной стране, раз женщины, занимающиеся декупажем, для вас воинствующие. Или это как афоризм - кто не с нами, тот против нас? ))))
fyu_fyu
Nov. 22nd, 2012 07:12 pm (UTC)
Россия -родина слонов. Прочитайте еще раз, если смысл не понятен.
(no subject) - layrrin - Nov. 23rd, 2012 11:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - fyu_fyu - Nov. 23rd, 2012 04:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - layrrin - Nov. 23rd, 2012 05:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fyu_fyu - Nov. 23rd, 2012 06:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - layrrin - Nov. 23rd, 2012 06:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fyu_fyu - Nov. 23rd, 2012 07:59 pm (UTC) - Expand
kusouhime
Nov. 24th, 2012 06:05 am (UTC)
Ох, лол, декупаж - как катастрофа национального масштаба. Да, пусть хоть все население Земли таким декупажем занимается. Салфетки из вторсырья и дозатор мыла - это вообще переходит в разряд экокрафта и тогда честь им и хвала.

Если сбивающиеся в стайки женщины - это так страшно, то художников маслом по холсту в жанре "слева-березка, справа-березка, посередине-ручеек" и прочих "лже-айвазовских" нужно вывести в чисто поле и там расстрелять. Хотя бы за бессмысленную трату материалов. Про художественный урон от их работ я умолчу.
fyu_fyu
Nov. 24th, 2012 04:18 pm (UTC)
О! Большое спасибо, я никак не могла вспомнить, чем аналогичным декупажу, занимаются мужчины! Да-да, "лже-айвазовские" и "псевдо-куинджи" того же поля ягоды.
Почему бессмысленная трата материалов? Торговцы материалами во всех случаях заработают))) Как в анекдоте про художника, у которого торговец покупает картину дешевле холста, на котором она написана, поясняя, что холст уже испорчен))
(no subject) - kusouhime - Nov. 25th, 2012 04:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - fyu_fyu - Nov. 25th, 2012 08:25 am (UTC) - Expand
aleksandrsp
Nov. 24th, 2012 07:15 am (UTC)
мне так нравится эта позиция: "Не смейте нас учить!!!" и вторая: "Даже у себя в журнале не смейте говорить, что вы думаете о том, что мы делаем!!!"
Лен, у меня к Вам просьба - учите меня, мне очень это помогает разобраться что к чему :)
fyu_fyu
Nov. 24th, 2012 04:21 pm (UTC)
Да я и не учу никого. Учу я по понедельникам и четвергам, с трех до полдевятого, за государственное жалование)))
Подумаешь, написала, что король голый....
konfetkaramires
Apr. 30th, 2013 07:19 am (UTC)
Слава Богу. А я думала, я одна такая нехорошая - раздражаюсь на этот бум "Я искусница".
fyu_fyu
Apr. 30th, 2013 07:35 am (UTC)
)))))не-не-не, Вы не одиноки)) Просто многие морщатся и помалкивают, зная что потом польется от искусных домохозяек. А мне накануне на хвост декупажница наступила, вот я и...., забыв, что с этим не спорят просто по определению))))
(no subject) - konfetkaramires - Apr. 30th, 2013 08:29 am (UTC) - Expand
elishkova
May. 3rd, 2013 01:44 pm (UTC)
Я очень -очень согласна! И я так же считаю. Аккуратные поделки в стиле "клеить-и-вырезать" - не больше. Украшайте себе дома что угодно чем угодно, но не надо на люди выносить поделки как "искусство". Мастера наклеивать салфетки не имеют НИКАКОГО отношения к искусству. Кто-то выточил заготовку, кто-то нарисовал картинку, а мадама приклеила и требует таки поклонения себе, буд-то она создала шедевр. Если таким дамам сказать. что в искусстве вообще-то учатся годами и в специальных заведениях типа художественных школах-училищах-академиях, в музыкальных школах, в консерваториях, в балетных училищах, и что поступают туда самые одаренные, то ты с их слов "нелюдь". Даже проклятия несутся. Самое большое хамство я читала от декупажниц. Я тоже считаю, что аппликация - прекрасный вид творчества. Только надо воспринимать себя в нем адекватно и трезво.

Edited at 2013-05-03 01:45 pm (UTC)
elishkova
May. 3rd, 2013 01:52 pm (UTC)
Да, за бугром за декупаж еще и на авторские пападешь))) У каждой картинки есть автор, и незаконное получение прибыли от результата чужого творчества - это и есть незаконное получение прибыли))) Автор разрешил печатать салфетки с его картинками, но не разрешал каждой тетеньке на них грести мани. Ну и подсудное дело, когда продавы аппликации не говорят правду, что это не роспись, а наклейка. Подруга рассказала, как ей хвастался человек, что купил "вот какую красоту всего за 500 р". И не поверил. что это приклеенная салфетка. А если проверит? В капитализме сразу в суд)))
И еще, в Южной Корее, где полно материалов для рукоделий со всего мира, декупажем никто не занимается. Видела полки с приклеенными картинками, аккуратненькие, но продавались они в хоз. магазине как товар для дома, не дороже всех остальных. И уж ни в коем случае не как "хэндмейд".
(no subject) - fyu_fyu - May. 3rd, 2013 04:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - elishkova - May. 3rd, 2013 04:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fyu_fyu - May. 3rd, 2013 04:27 pm (UTC) - Expand
sofiamor
Apr. 12th, 2016 02:29 pm (UTC)
Поддерживаю автора :) Одно дело - обновить какой-то объект, который в этом нуждается, другое - МАНИЯ создавать непрактичные вещи. Зачастую - путем превращения практичной вещи в непрактичную...
Само по себе декорирование и хенд-мейд у меня возражений не вызывает тоже. :)
fyu_fyu
Apr. 12th, 2016 08:38 pm (UTC)
))))Раз затронуло через четыре года после написания, значит до сих пор актуально, хотя, можно сказать, ярукодельницы поуспокоились уже))
( 66 comments — Leave a comment )

Profile

fyu_fyu
fyu_fyu

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner